Классному руководителю

 

 

Классный час: «Семейные традиции»

цель проведения

-        воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения К родителям;

-        развитие интереса К истории своей семьи, семейным традициям;

-        Формирование положительного отношения, уважения К семьям одноКлассниКов;

-        изучение семей Классного КоллеКтива;

-        знаКомство с наиболее распространенными традициями руссКого народа.

Ход Классного часа

- здравствуйте, дорогие ребята.

сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейныХ праздниКаХ и традицияХ. наша семья – это самые близКие люди, Которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успеХам больше всеХ на свете. если вам плоХо, если трудно, если вас обидели, Кто вас приласКает, Кто приголубит, Кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близКие вам люди, те, Кто  дорог вам больше всего на свете.  семьи все разные. а чем они отличаются? Конечно своими привычКами, уКладом, обычаями, атмосФерой, традициями. традициями, Которые передаются из поКоления в поКоление. человеК рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? отКуда я? отКуда мои Корни?

1)    издавна одной из традиций в руссКиХ семьяХ была традиция узнавать о своиХ предКаХ, составлять свою родословную, генеалогичесКое дерево.

незнание своиХ предКов прежде приравнивалось К отсутствию образования. теперь всё упростилось до таКой степени, что мы порой не знаем не тольКо прабабушеК, а даже двоюродныХ братьев и сестёр, дядей, тётоК и т. д. известно, что одним из предметов, Которыми особенно гордился а.с. пушКин, была пуговица с мундира его далёКого знаменитого предКа – абрама ганнибала. поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с Которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

вам раньше приХодилось Когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? в переводе с гречесКого оно означает «родословная». значит, это науКа, Которая занимается поисКом предКов людей.

человеК всегда чтил своиХ предКов. происХождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. у древниХ римлян в доме обязательны были сКульптурные портреты предКов – лары, Которым они поКлонялись, приносили дары. они выписывали свою родословную на специальныХ свитКаХ, Которые передавали следующим поКолениям.

-приХодилось ли вам составлять генеалогичесКое древо?

если нет, попробуйте составить. Конечно, у вас в ниХ не будет 5000 историчесКиХ имён, КаК в родословной а.с, пушКина. у Кого на дереве 16-20 листочКов, у Кого больше. а Когда составите свою родословную, соХраните ее для своиХ потомКов. пусть это будет Хорошей традицией в вашей семье.

2)    одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предКами.

219 ныне здравствующиХ потомКов пушКина гордятся своим велиКим предКом.

и пусть ваши предКи не были историчесКими личностями, а были просто Хорошими, достойными уважения людьми, Кем бы вы могли гордиться в своей семье?

                учащиеся рассКазывают о своиХ близКиХ.

3)    издревле на руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

таК рождались династии гончаров, портныХ, пеКарей, сапожниКов, военныХ, строителей, артистов, учителей… а в вашем Классе есть  семьи, где сФормировались династии?

                учащиеся рассКазывают о династияХ в иХ семье.

4)    существует традиция называть детей в честь  Кого – то из членов семьи.

человеК рождается, получает имя. оно даётся или по святцам – церКовным Книгам в честь Кого – ни будь святого, чей праздниК отмечается в этом месяце, Когда родился ребёноК, или родители дают имя таКое, КаКое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственниКов.

   учащиеся,  названные  в честь Кого – либо из родственниКов,  рассКазывают    о    ниХ.

5)    во многиХ семьяХ есть традиция совместного проведения  отпусКов и свободного времени.

  учащиеся рассКазывают, КаК они проводят свободное время вместе с семьёй.

6)    заботиться о престарелыХ родителяХ – одна из замечательныХ традиций в нашиХ семьяХ.

7)    существует традиция- собирать и Хранить семейные ФотограФии.

с 1829 года, Когда ФранцузсКий ХудожниК и КонструКтор дагер изобрёл ФотограФию, традиция составлять и Хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. в Каждой семье есть ФотограФии, Которые надолго оставляют память о дорогиХ людяХ, о событияХ в семейной жизни.

традиция  эта очень важная. недаром во время войны или в другиХ ситуацияХ, Когда люди были вынуждены поКидать свои дома, они брали с собой тольКо самые ценные вещи и среди ниХ ФотограФии  дорогиХ людей «чтобы вспомнить, КаКими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

8)    у многиХ дома Хранятся станинные вещи. человеКа уже нет, но мы Храним , а вещи, принадлежащие ему живут. мы иХ Храним и бережём. это тоже наши традиции.

почему мы Храним эти вещи? они интересны нам с историчесКой точКи зрения КаК предметы старины, Культуры, быта, но и они дороги КаК  память о нашиХ  родныХ.  мы не должны быть «иванами, не помнящими родства». история вещи – история человеКа, история семьи, история народа, история отечества. это – замечательная традиция многиХ семей.

9)    одна из распространённыХ руссКиХ традиций – традиция застолья.за общим столом собирались гости, пели, Хозяева потчевали иХ КаКим – либо Кушаньем.Кулинарные традиции были на руси не на последнем месте. раньше в почёте были щи, Каша, репа,редьКа, дичь, рыба. из ягод – КлюКва, морошКа, мочёная брусниКа. из напитКов – пиво, Квас.

всё течёт, всё изменяется – меняются вКусы людей, и другие блюда появляются на нашиХ столаХ, становятся традиционными.

дети называют блюда, традиционные в иХ семьяХ.

10)                      отмечать семейные праздниКи – то же традиция.

КаКие праздниКи отмечают в вашей семье?

учащиеся рассКазывают, КаК в иХ семье отмечают праздниКи.

 

большая семейная виКторина

1. сКажите по латыни «семья».                                                                                                                             (Фамилия.)

3.КаК известно, гречесКая богиня аФина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. а вот богиня гера, супруга зевса, считалась поКровительницей семьи вообще и материнства в частности. догадайтесь, КаКая птица считалась «птицей геры»?

(аист.)

4.КаК говорят о теХ, Кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(выносить сор из избы.)

5. вот руссКая пословица: «жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». назовите пропущенный глагол.

(гореть.)

6.по легенде, россию оХраняют три сестры: вера, надежда и любовь и иХ мать. назовите имя матери трёХ сестёр.

(соФья, то есть мудрость.)

7. первый, старший ребёноК в семье – первенец. а КаК на руси назывался третий ребёноК в семье? а последний?

(третьяК, посКрёбыш.)

8. КаК звучит руссКая «ФруКтовая» пословица о том, Кто унаследовал плоХое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«яблоКо от яблони недалеКо падает».)

9. о КаКой руссКой игрушКе эта цитата из энциКлопедии: «она олицетворяет идею КрепКой семьи, достатКа, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(о матрёшКе.)

 

13. в КаКой сКазКе андерсена нарушено право ребёнКа: «дети имеют право жить со своими родителями, и ниКому не позволено иХ разлучать»?

(«снежная Королева».из дома бабушКи снежная Королева увезла маленьКого Кая в свой ледяной дворец.)

14. назовите самую семейную геометричесКую Фигуру.

(Круг.тесный семейный Круг, в семейном Кругу.)

16.?ребеноК моего отца, мне не брат. Кто это?

(моя сестра.)

17. КаК называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

(улей, борть.)

18. КаКое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственниКа?

(мать-и-мачеХа.)

19. есть буКвенная семья, в Которой, согласно многочисленным стиХам, «тридцать три родныХ сестрицы». что это за семья?

(алФавит.)

20. в КаКом месяце отмечается международный день семей?

(отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.провозглашён генеральной ассамблеей оон.)

 

что может быть семьи дороже?

теплом встречает отчий дом,

здесь ждут тебя всегда с любовью,

и провожают в путь с добром!

 

отец и мать, и дети дружно

сидят за праздничным столом,

и вместе им совсем не сКучно,

а интересно впятером.

 

малыш для старшиХ КаК любимец,

родители - во всем мудрей,

любимый папа - друг, Кормилец,

а мама ближе всеХ, родней.

 

любите! и цените счастье!

оно рождается в семье,

что может быть ее дороже

на этой сКазочной земле

 

 

Тема: Умеем ли мы правильно питаться

 

         Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши гости.

         Ещё древнерусский философ Сократ сказал: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.

         Сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать и уметь, чтобы быть здоровым.

                   Стихи:

                                      Человеку нужно есть

                                      Чтобы встать и чтобы сесть

                                      Чтобы прыгать, кувыркаться

                                      Песни петь, дружить, смеяться.

                                      Чтоб расти и развиваться

                                      И при этом не болеть

                                      Нужно правильно питаться

                                      С самых юных лет уметь.

         Ведущий: Ваше здоровье – это самое ценное, что у вас есть. И его надо беречь. А помогают сберечь здоровье -  витамины.

         1. Ученик: Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей.

         Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно. Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В1, В3) и жирорастворимые (А, D, Е).

         Ученик: Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.

         Ученик: Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

                                      Во саду ли в огороде

                                      Вы меня всегда найдёте,

                                      А кто летом в лес пойдёт,

                                      Тот нас в корзине принесёт.

         Ученик: Витамин D  сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце мы тоже получаем витамин D.

         Ведущий: Посмотрим, внимательно ли слушали про витамины.

Отгадывание загадок:

         1. Маленький, горький

             Луку брат.

                                                        (Чеснок)

         2. Щёки розовы,

             Нос белый,

             В темноте сижу день целый,

             А рубашка зелена,

             Вся на солнышке она.

                                                        (Редиска)

         3. Вверху зелено

             Внизу красно

             В землю вросло.

                                                        (Свекла)

                                      Как на нашей грядке

                                      Выросли загадки –

                                      Сочные да крупные,

                                      Вот такие круглые.

                                      Летом зеленеют

                                      К осени краснеют.

Стук в дверь. Почтальон принёс письмо от Карлсона.

Письмо читает ведущий

         «Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звёздочки, тело вялое, живот болит.

         Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед. Меню: торт с лимонадом, чипсы, варенье, пепси-кола и чупа-чупс.

         Это моя любимая еда, это моя любимая еда. Наверное, я скоро поправлюсь и буду здоров».

         Ведущий: Верно ли составил Карлсон меню?

         Ведущий: Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, а они наоборот вызывают жажду. А большое, частое употребление конфет и чипсов может привести к заболеванию желудка.

         Ребята, помогите Карлсону составить такое меню, от которого он сразу поправиться.

         Ведущий: А теперь, что нужно есть и как есть, мы узнаем, когда прослушаем частушки.

                            1.      Если есть не будешь лук,

                                      Сто болезней схватишь, друг,

                                      А не будешь есть чеснок,

                                      То простуда свалит с ног.

 

                           

                            2.      Чаще пей томатный сок,

                                      Станешь строен и высок.

                                      С газировкою любой

                                      Заболит животик твой.

 

                            3.      Будем каши много кушать,

                                      Каша силы нам придаст.

                                      «Ролтон», чипсы, «Кириешки»

                                      Пусть лежат лишь про запас.

 

                            4.      Мимо школьного буфета

                                      Я спокойно не хожу.

                                      Как учую запах рыбы,

                                      Сразу руки мыть иду.

 

                            5.      Посидим у самовара

                                      И частушки сочиним

                                      Про здоровое питанье

                                      Рассказать мы вам хотим.

 

         Ведущий: А сейчас посмотрим сценку «Спор овощей». Какой же овощ самый главный?

Сценка «Овощной спор»

Наталья Акинишна:

                                      Вели однажды жаркий спор

                                      Горох, морковь и помидор,

                                      Кто для людей всего важней.

                                      Кто полезней, кто вкусней.

Краснощёкий помидор сказал, всем остальным в укор:

                                      - Из всех известных овощей

                                      Я – самый нужный для людей!

Но возразил ему горох:

                                      Не понимаю, я, чем плох?

                                      Мне не дают покоя мышки

                                      И очень любят ребятишки.

                                      Я слаще мёда и конфет!

                                      Замены мне сегодня нет!

Морковь с достоинством сказала

                                      У меня заслуг не мало!

                                      Во мне особый витамин

                                      Не заменимый каротин.

                                      Чтоб кожа бархатной была,

                                      Чтоб слепота не подвела,

                                      Всегда останусь я в цене,

                                      Я всем  нужна, поверьте мне!

 

Песенка «Урожайная»

Сова и музыка А. Филипенко

 

                                      Мы корзиночки несём

                                      Хором песенку поём:

                                      Урожай собирай

                                      И на зиму запасай.

                                                        Припев: Ой, да, собирай.

                                                                       И на зиму  запасай!

                                      Мы, ребята-молодцы!

                                      Собираем огурцы,

                                      И фасоль, и горох.

                                      Урожай у нас неплох.

                                                        Припев: Ой, да, и горох!

                                                                       Урожай у нас неплох.

                                      Ты, пузатый кабачок,

                                      Отлежал себе бочок.

                                      Не ленись, не зевай,

                                      А в корзинку полезай.

                                                        Припев: Ой, да, не зевай

                                                                        И в корзинку полезай.

                                      Едем, едем мы домой

                                      На машине грузовой,

                                      Ворота отворяй

                                      Едет с поля урожай.

                                                        Припев: Ой, да, отворяй,

                                                                       Едет с поля урожай!

         Ведущий: А сейчас посмотрим сценку «Про девочку, которая плохо кушала»

                                                                           Сергей Михалков

                                      Юля плохо кушает,

                                      Никого не слушает:

                                      - Съешь яичко, Юлечка!

                                      - Не хочу, мамулечка!

                                      - Съешь с колбаской бутерброд!

                                      Прикрывает Юля рот.

                                      - Супик?

                                      - Нет …

                                      - Котлетку?

                                      - Нет.

                                      Стынет Юлечкин обед.

                                      - Что с тобою, Юлечка?

                                      - Ничего, мамулечка!

                                      - Сделай, внученька, глоточек,

                                      Проглоти ещё кусочек!

                                      Пожалей нас Юлечка!

                                      - Не могу, бабулечка! –

                                      Мама с бабушкой в слезах –

                                      Тает Юля на глазах!

                                      Появился детский врач –

                                      Глеб Сергеевич Пугач,

                                      Смотрит строго и сердито:

                                      - Нет у Юли аппетита?

                                      Только вижу, что она

                                      Безусловно не больна!

                                      А тебе скажу, девица:

                                      Все едят –

                                      И зверь и птица.

                                      От зайчат и до котят

                                      Все на свете есть хотят.

                                      С хрустом Конь жуёт овёс.

                                      Кость грызёт дворовый Пёс.

                                      Воробьи зерно клюют,

                                      Там, где  только достают.

                                      Утром завтракает Слон –

                                      Обожает фрукты он.

                                      Бурый Мишка лижет мёд.

                                      В норке ужинает Крот.

                                      Обезьянка есть банан.

                                      Ищет желуди Кабан.

                                      Ловит мошку ловкий Стриж.

                                     Сыр и масло любит Мышь…

                                      Попрощался с Юлей врач –

                                      Глеб Сергеевич Пугач.

                                      И сказала громко Юля:

                                      - Накорми меня, мамуля!

Песенка «Сладкая»

         Ведущий: Сегодня мы с вами выяснили, как надо правильно питаться.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»