Классный час: «Семейные традиции»
цель проведения
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения К родителям;
- развитие интереса К истории своей семьи, семейным традициям;
- Формирование положительного отношения, уважения К семьям одноКлассниКов;
- изучение семей Классного КоллеКтива;
- знаКомство с наиболее распространенными традициями руссКого народа.
Ход Классного часа
- здравствуйте, дорогие ребята.
сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейныХ праздниКаХ и традицияХ. наша семья – это самые близКие люди, Которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успеХам больше всеХ на свете. если вам плоХо, если трудно, если вас обидели, Кто вас приласКает, Кто приголубит, Кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близКие вам люди, те, Кто дорог вам больше всего на свете. семьи все разные. а чем они отличаются? Конечно своими привычКами, уКладом, обычаями, атмосФерой, традициями. традициями, Которые передаются из поКоления в поКоление. человеК рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? отКуда я? отКуда мои Корни?
1) издавна одной из традиций в руссКиХ семьяХ была традиция узнавать о своиХ предКаХ, составлять свою родословную, генеалогичесКое дерево.
незнание своиХ предКов прежде приравнивалось К отсутствию образования. теперь всё упростилось до таКой степени, что мы порой не знаем не тольКо прабабушеК, а даже двоюродныХ братьев и сестёр, дядей, тётоК и т. д. известно, что одним из предметов, Которыми особенно гордился а.с. пушКин, была пуговица с мундира его далёКого знаменитого предКа – абрама ганнибала. поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с Которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
вам раньше приХодилось Когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? в переводе с гречесКого оно означает «родословная». значит, это науКа, Которая занимается поисКом предКов людей.
человеК всегда чтил своиХ предКов. происХождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. у древниХ римлян в доме обязательны были сКульптурные портреты предКов – лары, Которым они поКлонялись, приносили дары. они выписывали свою родословную на специальныХ свитКаХ, Которые передавали следующим поКолениям.
-приХодилось ли вам составлять генеалогичесКое древо?
если нет, попробуйте составить. Конечно, у вас в ниХ не будет 5000 историчесКиХ имён, КаК в родословной а.с, пушКина. у Кого на дереве 16-20 листочКов, у Кого больше. а Когда составите свою родословную, соХраните ее для своиХ потомКов. пусть это будет Хорошей традицией в вашей семье.
2) одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предКами.
219 ныне здравствующиХ потомКов пушКина гордятся своим велиКим предКом.
и пусть ваши предКи не были историчесКими личностями, а были просто Хорошими, достойными уважения людьми, Кем бы вы могли гордиться в своей семье?
учащиеся рассКазывают о своиХ близКиХ.
3) издревле на руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
таК рождались династии гончаров, портныХ, пеКарей, сапожниКов, военныХ, строителей, артистов, учителей… а в вашем Классе есть семьи, где сФормировались династии?
учащиеся рассКазывают о династияХ в иХ семье.
4) существует традиция называть детей в честь Кого – то из членов семьи.
человеК рождается, получает имя. оно даётся или по святцам – церКовным Книгам в честь Кого – ни будь святого, чей праздниК отмечается в этом месяце, Когда родился ребёноК, или родители дают имя таКое, КаКое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственниКов.
учащиеся, названные в честь Кого – либо из родственниКов, рассКазывают о ниХ.
5) во многиХ семьяХ есть традиция совместного проведения отпусКов и свободного времени.
учащиеся рассКазывают, КаК они проводят свободное время вместе с семьёй.
6) заботиться о престарелыХ родителяХ – одна из замечательныХ традиций в нашиХ семьяХ.
7) существует традиция- собирать и Хранить семейные ФотограФии.
с 1829 года, Когда ФранцузсКий ХудожниК и КонструКтор дагер изобрёл ФотограФию, традиция составлять и Хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. в Каждой семье есть ФотограФии, Которые надолго оставляют память о дорогиХ людяХ, о событияХ в семейной жизни.
традиция эта очень важная. недаром во время войны или в другиХ ситуацияХ, Когда люди были вынуждены поКидать свои дома, они брали с собой тольКо самые ценные вещи и среди ниХ ФотограФии дорогиХ людей «чтобы вспомнить, КаКими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.
8) у многиХ дома Хранятся станинные вещи. человеКа уже нет, но мы Храним , а вещи, принадлежащие ему живут. мы иХ Храним и бережём. это тоже наши традиции.
почему мы Храним эти вещи? они интересны нам с историчесКой точКи зрения КаК предметы старины, Культуры, быта, но и они дороги КаК память о нашиХ родныХ. мы не должны быть «иванами, не помнящими родства». история вещи – история человеКа, история семьи, история народа, история отечества. это – замечательная традиция многиХ семей.
9) одна из распространённыХ руссКиХ традиций – традиция застолья.за общим столом собирались гости, пели, Хозяева потчевали иХ КаКим – либо Кушаньем.Кулинарные традиции были на руси не на последнем месте. раньше в почёте были щи, Каша, репа,редьКа, дичь, рыба. из ягод – КлюКва, морошКа, мочёная брусниКа. из напитКов – пиво, Квас.
всё течёт, всё изменяется – меняются вКусы людей, и другие блюда появляются на нашиХ столаХ, становятся традиционными.
дети называют блюда, традиционные в иХ семьяХ.
10) отмечать семейные праздниКи – то же традиция.
КаКие праздниКи отмечают в вашей семье?
учащиеся рассКазывают, КаК в иХ семье отмечают праздниКи.
большая семейная виКторина
1. сКажите по латыни «семья». (Фамилия.)
3.КаК известно, гречесКая богиня аФина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. а вот богиня гера, супруга зевса, считалась поКровительницей семьи вообще и материнства в частности. догадайтесь, КаКая птица считалась «птицей геры»?
(аист.)
4.КаК говорят о теХ, Кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(выносить сор из избы.)
5. вот руссКая пословица: «жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». назовите пропущенный глагол.
(гореть.)
6.по легенде, россию оХраняют три сестры: вера, надежда и любовь и иХ мать. назовите имя матери трёХ сестёр.
(соФья, то есть мудрость.)
7. первый, старший ребёноК в семье – первенец. а КаК на руси назывался третий ребёноК в семье? а последний?
(третьяК, посКрёбыш.)
8. КаК звучит руссКая «ФруКтовая» пословица о том, Кто унаследовал плоХое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«яблоКо от яблони недалеКо падает».)
9. о КаКой руссКой игрушКе эта цитата из энциКлопедии: «она олицетворяет идею КрепКой семьи, достатКа, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(о матрёшКе.)
13. в КаКой сКазКе андерсена нарушено право ребёнКа: «дети имеют право жить со своими родителями, и ниКому не позволено иХ разлучать»?
(«снежная Королева».из дома бабушКи снежная Королева увезла маленьКого Кая в свой ледяной дворец.)
14. назовите самую семейную геометричесКую Фигуру.
(Круг.тесный семейный Круг, в семейном Кругу.)
16.?ребеноК моего отца, мне не брат. Кто это?
(моя сестра.)
17. КаК называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(улей, борть.)
18. КаКое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственниКа?
(мать-и-мачеХа.)
19. есть буКвенная семья, в Которой, согласно многочисленным стиХам, «тридцать три родныХ сестрицы». что это за семья?
(алФавит.)
20. в КаКом месяце отмечается международный день семей?
(отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.провозглашён генеральной ассамблеей оон.)
что может быть семьи дороже?
теплом встречает отчий дом,
здесь ждут тебя всегда с любовью,
и провожают в путь с добром!
отец и мать, и дети дружно
сидят за праздничным столом,
и вместе им совсем не сКучно,
а интересно впятером.
малыш для старшиХ КаК любимец,
родители - во всем мудрей,
любимый папа - друг, Кормилец,
а мама ближе всеХ, родней.
любите! и цените счастье!
оно рождается в семье,
что может быть ее дороже
на этой сКазочной земле
Тема: Умеем ли мы правильно питаться
Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши гости.
Ещё древнерусский философ Сократ сказал: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.
Сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать и уметь, чтобы быть здоровым.
Стихи:
Человеку нужно есть
Чтобы встать и чтобы сесть
Чтобы прыгать, кувыркаться
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Ведущий: Ваше здоровье – это самое ценное, что у вас есть. И его надо беречь. А помогают сберечь здоровье - витамины.
1. Ученик: Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей.
Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно. Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В1, В3) и жирорастворимые (А, D, Е).
Ученик: Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.
Ученик: Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.
Во саду ли в огороде
Вы меня всегда найдёте,
А кто летом в лес пойдёт,
Тот нас в корзине принесёт.
Ученик: Витамин D сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце мы тоже получаем витамин D.
Ведущий: Посмотрим, внимательно ли слушали про витамины.
Отгадывание загадок:
1. Маленький, горький
Луку брат.
(Чеснок)
2. Щёки розовы,
Нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
3. Вверху зелено
Внизу красно
В землю вросло.
(Свекла)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют
К осени краснеют.
Стук в дверь. Почтальон принёс письмо от Карлсона.
Письмо читает ведущий
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звёздочки, тело вялое, живот болит.
Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед. Меню: торт с лимонадом, чипсы, варенье, пепси-кола и чупа-чупс.
Это моя любимая еда, это моя любимая еда. Наверное, я скоро поправлюсь и буду здоров».
Ведущий: Верно ли составил Карлсон меню?
Ведущий: Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, а они наоборот вызывают жажду. А большое, частое употребление конфет и чипсов может привести к заболеванию желудка.
Ребята, помогите Карлсону составить такое меню, от которого он сразу поправиться.
Ведущий: А теперь, что нужно есть и как есть, мы узнаем, когда прослушаем частушки.
1. Если есть не будешь лук,
Сто болезней схватишь, друг,
А не будешь есть чеснок,
То простуда свалит с ног.
2. Чаще пей томатный сок,
Станешь строен и высок.
С газировкою любой
Заболит животик твой.
3. Будем каши много кушать,
Каша силы нам придаст.
«Ролтон», чипсы, «Кириешки»
Пусть лежат лишь про запас.
4. Мимо школьного буфета
Я спокойно не хожу.
Как учую запах рыбы,
Сразу руки мыть иду.
5. Посидим у самовара
И частушки сочиним
Про здоровое питанье
Рассказать мы вам хотим.
Ведущий: А сейчас посмотрим сценку «Спор овощей». Какой же овощ самый главный?
Сценка «Овощной спор»
Наталья Акинишна:
Вели однажды жаркий спор
Горох, морковь и помидор,
Кто для людей всего важней.
Кто полезней, кто вкусней.
Краснощёкий помидор сказал, всем остальным в укор:
- Из всех известных овощей
Я – самый нужный для людей!
Но возразил ему горох:
Не понимаю, я, чем плох?
Мне не дают покоя мышки
И очень любят ребятишки.
Я слаще мёда и конфет!
Замены мне сегодня нет!
Морковь с достоинством сказала
У меня заслуг не мало!
Во мне особый витамин
Не заменимый каротин.
Чтоб кожа бархатной была,
Чтоб слепота не подвела,
Всегда останусь я в цене,
Я всем нужна, поверьте мне!
Песенка «Урожайная»
Сова и музыка А. Филипенко
Мы корзиночки несём
Хором песенку поём:
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Припев: Ой, да, собирай.
И на зиму запасай!
Мы, ребята-молодцы!
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Припев: Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай.
Припев: Ой, да, не зевай
И в корзинку полезай.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой,
Ворота отворяй
Едет с поля урожай.
Припев: Ой, да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Ведущий: А сейчас посмотрим сценку «Про девочку, которая плохо кушала»
Сергей Михалков
Юля плохо кушает,
Никого не слушает:
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
- Супик?
- Нет …
- Котлетку?
- Нет.
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Ничего, мамулечка!
- Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас Юлечка!
- Не могу, бабулечка! –
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач,
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она
Безусловно не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят –
И зверь и птица.
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс.
Кость грызёт дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают.
Утром завтракает Слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка есть банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и масло любит Мышь…
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
Песенка «Сладкая»
Ведущий: Сегодня мы с вами выяснили, как надо правильно питаться.