Статьи

 

 

Статья "В мире православной культуры"

Наша жизнь неисчерпаемо разнообразна, каждый волен выбирать то, что ему нравится.

Одни, претворяя свои амбиции, строят карьеру, служат людям, обществу. Другие выбирают путь служения семье. А некоторые просто прозябают жизнь, «прожигают» её в увеселениях, беззаботности и ничегонеделании.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе…

В этой суетной и не всегда праведной жизни без Бога, веры и Церкви человеческая душа черствеет и не может откликаться на чужую боль и призыв о помощи. Но в жизни не бывает случайностей:  все человеческие поступки находят прямое отражение в окружающем мире, добром возвращаясь в ответ на добро, злом – на зло.

И, прежде всего, начинать надо с себя, задуматься о своих нравственных принципах, заглянуть в себя, многое переосмыслить.

Десятилетия наша страна стремилась к свободе и получила её. Но принесло ли это человеку счастье? Просто появилось больше тюрем, колоний, больниц…

И, поэтому, жизненным приоритетом человечества должны быть – неравнодушие, милосердие, сострадание, ответственное отношение к воспитанию сыновей и дочерей, а так же терпение, смирение, умение прощать, покаяться, примириться…  Для души это трудная работа.

Как в бане моют  тело, так и душу «чистят», но только -  в церкви.

Очень хорошо, что в нынешнее время есть возможность воспитания душевных качеств с юных лет. В школе, в 4 классе, введён религиозный предмет «Основы православной культуры», который позволяет детям осваивать основы духовно-нравственной культуры народов России.

В учебнике урок пятнадцатый посвящён теме «Икона». Данный урок был показан Татьяной Леонидовной Подоплеловой, учительницей 4 класса Старорудкинской школы для методического объединения учителей начальных классов Шарангского района.

Позитивный момент урока начался с сообщения о том, что это будет урок-путешествие в Мир православной культуры.

Повторение знаний в форме блиц-опроса способствовало переходу к мотивационному компоненту урока, который помог  найти  отличия между репродукциями картин и иконами.

Более глубокому осмыслению и получению знаний об иконах (что такое икона?)  и в то же время претворению операционного компонента урока  послужила работа с толковыми словарями и  энциклопедиями. Дети выделили главные слова из данных определений и, проанализировав,  составили своё определение, которое вписали в альбом.

Актуализацией знаний явился частично-поисковый метод по вопросам: почему  икона для православных христиан  – святыня? Чем она необычна?

Здесь дети работают с таблицей, пользуются учебником, читают отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой  печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха  – святогорца.

Саморегуляцией урока явилось то, что дети ставили в таблицу  «плюсики», если знали ответ на вопрос и в третью колонку таблицы самостоятельно записывали ответ, если же ответ не знали, то ставили «минус» и, соответственно,  шла фронтальная работа в нахождении ответа.

Даже релаксационный момент был по теме урока   (проводилась дидактическая игра «Сделай свой выбор»), где дети выбрали золотой цвет для иконы (цвет солнца).

В конце урока учитель познакомил детей с несколькими иконами.

На уроке ребята работали в группах, был выбран капитан, чтец, оказывали друг другу взаимопомощь.

Работа над темой урока сопровождалась мультимедийной презентацией, использовался учебник, тетрадь,  рабочие альбомы, репродукции картин и икон, жетоны белого цвета, карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы, словарь русского языка С.И.Ожегова, толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семёнова. Разнообразная работа на уроке способствовала развивающему обучению детей.

Рефлексией урока были вопросы, способствующие самоанализу и самоконтролю учащихся, что является регулирующим компонентом урока:  (Понравилось ли вам  путешествие в Мир православной культуры? Почему икона для православного христианина – это святыня? Что вы расскажете своим близким об иконе? и т.п.)  

Домашнее задание тоже имело воспитывающий момент, - довести начатое дело до конца, (найти ответ на последний вопрос, подготовив небольшое сообщение: когда появились первые иконы?)

Работая по ФГОС, на уроке применялись универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Я считаю, что цель (формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном аспектах через изучение темы «Икона»)  и задачи урока (формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину; развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания; освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; развивать способность слушать собеседника и вести диалог; овладеть начальными сведениями  о сущности и особенностях иконы; развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию) были учителем достигнуты.

Таким образом, уроки православной культуры вносят свою лепту в воспитание подрастающего поколения, на выбор правильных систем ценностей, на обретение способности различать, что добро и что зло, являются и будут являться неким «чистилищем» души с малых лет и не будет в нашей жизни столько бездушных и нравственно-опустошённых людей.

 

 

 

Кислицына Светлана Дмитриевна –

 учитель начальных классов

Щенниковской основной общеобразовательной школы

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»